Беседа Гика с Дворецким

 
как работать на шахматами

В шахматах известно много рекордов, некоторые из них удивительны. Первый шахматный король Вильгельм Стейниц в 1873– 1874 годах в различных соревнованиях выиграл подряд 25 партий! А его преемник Эмануил Ласкер был бессменным чемпионом мира 27 лет.
Уникальные рекорды устанавливают не только гроссмейстеры, но и тренеры. Взять, к примеру, Виктора Карта, вырастившего сразу четырех гроссмейсте­ров – А. Белявского, О. Романишина, А. Михальчишина и М. Литинскую: чем не рекорд!
Или достижение Марка Дворецкого. В 1975–1978 годах трижды наши ребята становились чемпионами мира среди юношей, и все трое – В. Чехов, А. Юсупов и С. Долматов – были воспитанниками М. Дворецкого. На его счету немало и других тренерских успехов. Беседу с талантливым педагогом ведет шах­матный мастер и журналист ЕВГЕНИЙ ГИК.
– Скажите, пожалуйста, Марк, нужны ли тренеры вообще? Не прав ли был О. Бендер в своей знаменитой лекции «Плодотворная дебютная идея»? Помните, почувствовав интуитивно, что блондин в третьем ряду играет хорошо, а брюнет плохо, гроссмейстер заявил, что «никакие лекции не изменят этого соотношения сил, если каждый индивидуум в отдельности не будет тренироваться в шашк ...  то есть – в шахматах ... ». Как видите, О. Бендер считал, что все зависит от самого индивидуума, а о роли тренера - ни слова.
– Уверен, был бы у великого комбинатора более достойный тренер, нежели Ипполит Матвеевич, так и провел бы он свой единственный в жизни сеанс в Нью-Васюках не столь бесславно.
– Кажется, вы настроены на шутливый лад. А ведь если говорить серьезно, знаменитые шахматисты прошлого действовали по принципу О. Бендера – развивали свою индивидуальность, не прибегая ни к чьей помощи.
– И напрасно. Взять хотя бы Давида Яновского. Яркая личность, участник двух сражений за шахматную корону, а сколько в его игре дефектов, видных даже невооруженным глазом. И в принципе легко устранимых. Он довел свой шахматный талант до определенного уровня, но дальнейший его творческий рост без опытного наставника застопорился.
Гениальными шахматистами, наверное, рождаются. Но уверен, что, скажем, М. Таль без А. Кобленца или А. Карпов без С. Фурмана играли бы несколько иначе и, быть может, какие-то важные стороны шахмат остались бы от них скрытыми.

– А как образовался ваш союз с Юсуповым и Долматовым?
– Однажды, когда я уже накопил определенный тренерский опыт, Г. Гольдберг, руководитель шахматного отделения ГЦОЛИФКа, попросил меня помочь на сессии в шахматной школе М. Ботвинника (в дальнейшем я работал в ней не один год), где я познакомился с А. Юсуповым. Сначала я стал заниматься с ним индивидуально, а затем возникла мысль подыскать школьнику партнера, полагая, что скрытая конкуренция не повредит. Поиск завершился на С. Долматове. В результате и возник тандем – Артур плюс Сергей. На пер­вом этапе была намечена достаточно разумная, хотя и нелегкая задача – постараться выиграть юношеский чемпионат мира. Как вы знаете, в конце концов это удалось им обоим. Напомню, кстати, что мастерами Юсупов и Долматов стали в десятом классе, а еще через несколько лет оба превратились в гроссмейстеров.
Любопытно, что когда Гарри Каспаров уже был признанным лидером наших юных шахматистов, мои ребята успешно боролись с ним. Сергей выиграл у Гарика решающую партию в молодежных игpax и, заняв первое место на доске, завоевал путевку на юношеский чемпионат Европы, а Артур опередил его в отборочном турнире к юношескому первенству мира, и Каспаров, выражаясь языком «взрослых», пропустил цикл. Правда, потом он резко пошел вперед – могучее дарование!
– Ваши любимые ученики попеременно опережали друг друга в турнирах. Не вносило ли это напряжение в их отношения?
– Между Артуром и Сергеем сложились не просто дружеские, а, я бы сказал, рыцарские отношения. Я всегда стремлюсь к тому, чтобы мои ученики становились не только сильными шахматистами, но и высоконрав­ственными личностями. Достижение этой цели, с моей точки зрения, зависит не только от генов и воспитания в семье, но и от «моральной» тренировки.
– Не возникали ли у вас конфликты со своими воспитанниками? В свое время многих удивил Б. Спасский, который легко менял тренеров – В. Зака на А. Толуша, того, в свою очередь, на И. Бондаревского. Став чемпионом мира, Спасский расстался и с этим человеком, прошедшим с ним трудный путь к шахматной вершине. Что вы скажете по этому поводу? Не грозят ли вам подобные «сюрпризы» от своих учеников?
– Каким бы талантливым тренер ни был, он имеет свои недостатки и вряд ли способен добиться от подопечного совершенства во всех отношениях. Признаться, я тоже однажды побывал в «шкуре» тех замечательных тренеров, имена которых вы назвали, и это не самое приятное воспоминание в моей жизни. Но в то же время я понимаю, что если тренер болезненно самолюбив и не желает ни с кем делиться славой растущего ученика, то эта слава может исчезнуть.
При современном развитии шахмат одному человеку трудно решать все проблемы подготовки к соревнованиям высокого уровня, и поэтому подключение дополнительных сил необходимо. В этом смысле Спасский, повидимо­му, шел правильным путем. Другое дело, что эти тонкие вопросы должны решаться корректно, интеллигентно, можно обойтись без обид, не ущемлять тренерской гордости. Я, например, совсем не скрываю, что не слишком свободно себя чувствую в океане современных дебютов. Поэтому при подготовке моих подопечных к ответственным соревнованиям часто привлекаются специалисты в этой специфической области.
– Ваша система подготовки тщательно продумана. Но не прививается ли при этом воспитанникам несколько суховатый позиционный стиль, не отходит ли на второй план эстетическое начало шахмат?
– Если посмотреть партии Юсупова и Долматова, то можно найти множество примеров, где они проводили красивые и сложные комбинации. Поэтому упрекнуть их в скучной игре было бы крайне несправедливо. Но красота шахмат не только в эффектных комбинациях, которые обычно лишь завершают определенный стратегический замысел, способный сам по себе произвести сильное эстетическое впечатление.

Искусство планировать свою игру – одно из важнейших достоинств в шахматах (да и в других областях человеческой деятельности), хотя чёткая реализация плана внешне может протекать без явных красот. В области стратегии совершенства достиг чемпион мира А. Карпов. Но я горжусь тем, что мои ученики тоже добились побед в этой сфере.

 

 

 

 

 
 
Хостинг от uCoz