как появились шахматы

 
как появились шахматы

О происхождении шахмат существует немало легенд и различных предположений, но точно установленных фактов удалось пока собрать не так уж много. Исследования историков и археологов показали, что шахматы существуют примерно полторы тысячи лет, появились они в Индии в конце V или начале VI века. Игра называлась тогда «чатуранга», различием и расположением своих фигур она стремилась отобразить состав и строй индийского войска, в которое входили пехотинцы, всадники, слоны и боевые колесницы.
Из Индии чатуранга распространилась в другие страны Азии, и прежде всего — в соседний Иран. Здесь эта игра, где «победу  разумом одерживают», как говорится в одной старинной рукописи, имела немало приверженцев.
В VII веке с шахматами познакомились завоеватели Ирана — арабы. Новую для них игру они назвали «шатранджем». В ту пору правила шахмат во многом отличались от нынешних. Только ходы короля, ладьи и коня были такими, как сейчас. Ферзь передвигался лишь на одно поле по диагонали, слон совершал прыжок через одно поле по диагонали. Современной рокировки не было. Относительная слабость ферзя и слона определяли силу короля, а поэтому матом партии кончались редко. Обычно победа достигалась истреблением всех неприятельских фигур и пешек, борьба шла «на уничтожение».
В VII—IX веках арабы принесли шатрандж в Испанию и Италию, затем к концу XII века игра распространилась по всей Европе. Современные правила сложились в основном в эпоху Возрождения (XV—XVI века), но полное их единообразие установилось лишь примерно 120 лет назад.
Почему же шахматы столь жизнеспособны, обладают таким завидным долголетием? Что привлекает к ним людей в различные исторические эпохи?
Выдающийся русский марксист Г. В. Плеханов, касаясь общего вопроса о происхождении игр, писал: «Игра порождается стремлением снова испытать удовольствие, причиняемое употреблением в дело силы. И чем больше запас силы, тем больше стремление к игре, конечно, при прочих равных условиях».
В шахматах эта сила — мысль! Стремление испытать в борьбе, в соревновании свои идеи, фантазию, проверить реальную значимость своих планов и предположений — вот что всегда делало и делает эту древнюю игру столь популярной и любимой.
Многочисленные изобразительные и символические шахматные фигурки из кости и дерева, найденные археологами при раскопках в Киеве, Вышгороде, Новгороде, Гродно, Чернигове, Волковыске и других городах и поселениях, со всей убедительностью свидетельствуют о распространении шахмат в Древней Руси уже более тысячи лет назад.
Символические фигурки — очевидное подтверждение восточного влияния. Ведь запрещение мусульманской религии изображать людей и животных, несомненно, касалось и шахмат.
Русская шахматная терминология также говорит о том, что игра эта пришла к нам непосредственно с Востока. Название «шахматы» является сочетанием восточных слов: персидского «шах» — властитель и арабского «мат» — умер. Характерно, что ни в одном европейском языке нет такого составного названия игры.
Близки к восточным и русские названия фигур. Вот некоторые сопоставления.
Король — слово для русских шахмат сравнительно новое, утвердившееся в начале прошлого века. А раньше фигура эта называлась царь. «Возможна также вероятность, что первоначально фигура называлась — шах, согласно с персидским наименованием»,— писал историк шахмат Д. И. Саргин.
Применение термина «царь» могло в те времена вызвать самые неожиданные последствия. Об этом свидетельствует отрывок из статьи Н. Н. Оглоблина «Бытовые черты XVII века», напечатанной в журнале «Русская старина» (1892 г.).
Отрывок называется «Опасная игра 1686 года». Вот о чем он рассказывает:
«В январе 1686 г. Сибирский приказ представил государям доклад Красноярского воеводы стольника Григория Шишкова, писавшего о следующем «государевом деле».
«Красноярского уезду Верхнего Караульного острога служилой человек Тимошка Елфимов извещал на служилого ж человека на Марчка Хомякова государево дело: играл он, Марчко, шахматы с Андрюшкою Волынщиком, и взял он Марчка с доски шахмат и молыл (т. е. молвил): и то-де я чаял ферзь, а он де царь! И царя избранил матерны. И то же слышали красноярских служилых людей три человека. И Марчко расспрашивай, а в роспросе заперся, а служилые люди, которые тут были, сказали, что то слышали».
Красноярский воевода донес об этом по инстанции енисейскому воеводе, боярину Константину Щербатову, который велел пытать Марка Хомякова. «С пытки он винился, что то непристойное слово говорил без вымыслу». После пытки бедняга шахматист был посажен в тюрьму.
Только через год пришел ответ из столицы:
«Великие государи цари и великие князи Иоанн Алексеевич, Петр Алексеевич и великая государыня, благоверная царевна Софья Алексеевна указали: того Марчку свободить»».
И на шахматной доске с царями  шутить  было  опасно!
Ферзь — в восточных щахматах «фарзин» (ученый, мудрый), «визирь». Во всех других европейских странах эта фигура имеет более поздние названия — дама, королева. Как отметил немецкий историк шахмат Т. Лаза, «русское название «ферзь» указывает на прямое введение игры персами и арабами, в обход Европы».
«Слон» тоже название, точно переведенное с восточных языков на русский и отсутствующее в шахматной терминологии других европейских стран, где эта фигура называется «епископ», «шут», «скороход».
Ладья. У древних славян не было боевых колесниц, зато они смело отправлялись в дальний путь на своих быстроходных судах — ладьях. В своей книге «Древность игр в шашки и шахматы» (1915 г.) Д. И. Саргин пишет: «Термин ладьи мог бы измениться, если бы не встречал поддержки в способе древ-неславянского передвижения, преимущественно на ладьях, как по рекам, так и по морям Каспийскому и Черному».
Первое упоминание о шахматах на Руси содержится в так называемой «Кормчей книге», сборнике церковных канонов и норм. Сборник, правда, обнародовал лишь запрещение шахмат, которые церковники считали игрой; идущей от «беззаконных халдеев», то есть от язычников. В сборнике говорится: «Понеже и от сих, есть неким уклонятся от доброго, или шахмати или зернию играть, или упиватися, повелевает правило престати, или отлучатися таковыми».
«Кормчая книга» была составлена сербским архиепископом Саввой I в начале XIII века. В 1262 году болгарский кязь Святослав послал список «кормчей книги» киевскому митрополиту Кириллу III.
В наши дни в Сербии сохранилось несколько манускриптов, переписанных с рукописи «Кормчей книги» 1252 года. Любопытно, что в них не содержится запрета шахмат. Упоминание об этой игре в русском списке «Кормчей книги» — многозначительное свидетельство ее распространения в Киевской Руси.
В том же XIII веке шахматная игра была приговорена к «отлучению апостольскому». Это отлучение подтверждается на протяжении столетий, порою даже приобретает законодателыный характер — государственные власти карают шахматистов. И все же шахматы живут в народе, несмотря на всякие запреты. Лучшее тому доказательство — все новые и новые повторения таких запретов.
Упоминания о шахматах можно встретить во многих произведениях русского эпоса. Шахматные эпизоды содержат былины «Добрыня и Василий Казимиров», «Ставр Годинович», «Садко, богатый гость», «О добром молодце и жене неудачливой» и другие.
Были в ту далекую пору на Руси и шахматистки. Герой былины «Чурила Пленкович» богатырь Чурила играет в шахматы с  Катериной Микуличной.
Брала Катерина доску хрустальную, Шахматы брала серебряные Начала играть с ним во шахматы.
О том, что шахматы издавна известны в нашей стране, говорит и то, что о них упоминают многие пословицы и поговорки. Есть среди них и такие древние, что сейчас трудно уловить их подлинное значение. Такова, например, старинная пословица, использовавшая шахматные термины: «слон добро к слову, а ладья — к перевозу».
Составитель рукописного сборника XVII века писал в предисловии, что собранные им пословицы бытуют в народе «издревле, мнюяко лет за сто или больше». Вот некоторые из них:
«Шахматы играют — своих берегут» «Шахнуть да махнуть — ан и вся игра». «Шахнул ему — с поля долой».
Интересна и такая пословица: «Шаханья много, да мат один». В. И. Даль в «Толковом словаре» приводит старинную пословицу: «Дожили до мату — ни хлеба про голод, ни дров про хату».
XVI и XVII века характеризуются экономическим и культурным подъемом Руси, ростом могущества и авторитета страны. Расширяются и укрепляются международные связи государства   Российского.   Естественно, что это нашло свое отражение и на таком небольшом участке общественной и кул­турной жизни,  как шахматы.
Даже церковь вынуждена была пойти навстречу этому «светскому развлечению», сменила гнев на милость, хотя и не сразу. Еще в начале XVI века грозной обличительной проповедью обрушился на шахматы московский митрополит Даниил, заявивший, что «шахматы отрекоша святыи апостолы и святыи отцы».
Протопоп Сильвестр в своем «Домострое», написанном около 1580 года, отнес шахматы к разряду «игор бесовских» и говорит о них в главе «О неправедном житии».
Но уже в «Лексиконе словено-русском» иеромонаха Памвы Берынды (1627 г.) говорится: «Шахматы следует толковать, как хитрость», а слово «хитрость» в те времена означало высокое умственное развитие человека.
Об успехах в распространении шахмат на Руси свидетельствуют многие заметки иностранных купцов, дипломатов, путешественников, побывавших в Московии.
«За этой игрой,— пишет Я. Рейтенфельс («Сказание о Московии» 1670—1676 гг.),— в настоящее время проводят все время и старики, и дети на всех улицах и площадях Москвы».
«Умелыми игроками» назвал русских шахматистов Адам Олеарий, побывавший в Москве в 30-х годах XVII столетия.
Курляндский посол Алек­сандр Таубе писал в 1675 году: «Карт здесь не знают, шахматы известны издавна и пользуются большой любовью».
В 1656 году в Венецианскую республику было отправлено русское посольство во главе со стольником Чемодановым и дьяком Постниковым. Прикомандированный к посольству венецианец Серристори так докладывал своему правительству:
«Во время праздничных дней... послы не ездили к обедне, а остаются дома... играют в шахматы, что и составляет лучшую их доблесть и, действительно, они играют в эту игру, как слышно, в совершенстве».
Проходит 30 лет, и французская хроника рассказывает о посольстве, прибывшем из Москвы к Людовику XIV. В сообщении говорится:
«Эти русские превосходно играют в шахматы, наши лучшие игроки перед ними — школьники».
Приведем еще одно свидетельство, характеризующее силу игры русских любителей шахмат. В руководстве Густава Селены, появившемся в 1616 году, говорится:
«Русские, или московиты, играют в шахматы очень остроумно и с большим прилежанием, и в этой самой игре они так искусны, что, по моему мнению, другие народы нелегко могут с ними сравняться».
Любопытно, что ни одно из свидетельств не говорит о каком-либо различии в правилах игры. Несомненно, новые веяния в шахматах, появившиеся на Западе в эпоху Возрождения, были достаточно хорошо известны и на Руси.
Конечно, на Руси было множество сильных шахматистов и тогда. К сожалению, неизвестны их имена, не сохранились записи сыгранных ими партий. Первые партии русских шахматистов, появившиеся в печати, сыграны лишь в 30-х годах XIX века.
Издавна известны шахматы и у многих народов нашей страны. О древности этой игры в Узбекистане свидетельствуют археологические находки на городище Афросиаб. Здесь были найдены шахматные фигурки, датируемые VIII-— IX  веками.
Само название шахмат в Армении «стрендш» говорит о близкой связи со старинным персидским шатранджем.
В Грузии первые упоминания о шахматах можно найти в литературном памятнике XI века «Висрамиани».
В Туркменистане, Таджикистане, Латвии, Литве, Эстонии шахматы также известны более тысячи лет.
На протяжении веков популярны шахматы у бурят и калмыков. О шахматистах-бурятах упоминается в письмах из ссылки ряда декабристов. Так, например, А. Е. Розен сообщал: «Один бурят победил лучших наших игроков».
В своих воспоминаниях А. Д. Петров рассказал о таком факте: «В 1821 году у Федора Васильевича Самарина я имел честь познакомиться с генералом Иваном Федоровичем Паскевичем. Он был свидетелем игры моей с калмыцким князем. В жизнь мою не случалось встречать более сильного игрока. В окончаниях партии калмыцкий князь был неподражаем, и если я выигрывал у него из трех игор две, то единственно оттого, что он не знал некоторых книжных тонкостей в дебютах».
Более или менее организованное общение шахматистов, на базе которого стало постепенно развиваться русское шахматное искусство, существует, видимо, со времен знаменитых ассамблей петровской эпохи, введенных в 1719 году.
Очень любил шахматы Петр I. Постоянным его партнером был придворный священник Иван Хрисанфович (поп Битка). Петр I ввел шахматы в программу ассамблей и порой сам на ассамблеях играл в шахматы. Даже во время лечения за границей, в 1717 году, Петр I отдыхал за шахматами
Ассамблеи положили начало встречам шахматистов из верхушки русского общества, при царском дворе. В шахматы играли Екатерина II, ее многие вельможи, а фаворит императрицы «светлейший» Потемкин даже специально выписал из Тулы одного купца, который, как ему доложили, хорошо играл в шахматы. Могущественный самодур заставлял этого купца сопровождать его во время военных походов.
В воспоминаниях латышского мастера Ф. Амелунга говорится о том, что его деда Потемкин в октябре 1790 года специально пригласил для игры в шахматы.
В печати той эпохи начинают появляться благоприятные суждения о роли и значении шахмат. В одном трактате XVIII века говорится, что шахматы — полезное времяпровождение, которое «всякого молодого человека изощряет в размышлении и уме».
Во второй половине XVIII века в Петербурге появились различные клубы («клобы», как говорили тогда), несколько клубов открылось и в Москве. Из развлечений здесь на первом месте, конечно, были карты, но можно было играть и в шахматы.
Входят в моду «шахматные вечера» на частных квартирах. Впервые такие вечера стал устраивать у себя в 90-х годах XVIII века советник петербургской консистории И. Буссе.
Собирались шахматисты и на квартирах других выокопоставленных лиц — Д. О. Баранова, сенатского чиновника Н. П. Брусилова, графа Ю. П. Литта, судебного деятеля В. В. Погодина. В литературном салоне графа Виельгорского сражались в шахматы писатели. Здесь бывал любивший шахматы А. С. Пушкин.
Поклонником шахмат был сенатор И. А. Соколов, дед первого русского мастера А. Д. Петрова. И. А. Соколов был шахматным учителем «северного Филидора», как называли его внука современники. В одном из своих автобиографических рассказов А. Д. Петров писал:
«Дедушка мой был страстный любитель шахмат — он даже считался первым игроком в Петербурге...
Дедушка мой играл в шахматы ежедневно с четырех часов после обеда до десяти вечера. По понедельникам, средам и пятницам приходил к нему старичок сибиряк, отличный игрок; по вторникам и четвергам бывал у него бригадир Котельников, а по воскресеньям играл со мной в шахматы».
А. Д. Петров приводит любимое шахматное изречение деда, несомненно знакомого с теорией:
«Играй, да смотри в оба! Пешки в центр утверждай, выводи офицеров, шаха и ферзя не ставь на росшах» («росшахом» называли тогда коневую вилку).
Ну что же, такое дельнее указание начинающим вполне моглибы повторить и современные руководства и учебники!
Из всех частных собраний наибольшее влияние на развитие шахмат оказали «вечера» у В.В. Погодина. Проводились они регулярно —два раза в неделю. В особой книге записывались результаты игры, а определенные условия встреч регламентировал специально разработанный устав. Квартира Погодина стала предшественницей первых шахматных клубов в Петербурге.

  Читайте другие статьи

 

 

 

 
 
Хостинг от uCoz