Методика тренировки шахматистов

             Создано 12-Ноя-2011
методика тренировки шахматам

ТРИ УРОВНЯ
шахматных знаний, навыков и умений.
I. Конкретные знания
Включают в себя точные дебютные или эндшпильные варианты и оценки, конкретные результаты анализа партии или позиции.
По форме эти сведения выглядят примерно так: «Данная позиция равная (худшая, выигранная и т.д.), и доказывается это такими-то и такими-то вариантами».
 Такие знания фиксируются в дебютных или эндшпильных справочниках, в опубликованных комментариях к партиям и фрагментам. Характерный их признак– они относятся лишь к данной, определённой позиции.
Учиться хорошо анализировать должен каждый шахматист– и для добывания таких вот конкретных знаний, и в целях тренировки фантазии, и потому, что результаты, полученные в анализе, служат основой для формирования иных, более общих представлений.
II. Типичные позиции – идеи, приёмы, оценки.
Когда мы формулируем утверждения, относящиеся не только к данной позиции, но и к позициям определённого типа, мы переходим на второй, более высокий уровень знания. Например, если я скажу: «Ход Ла1 здесь сильнейший»– вы немедленно потребуете от меня позицию, которая имеется ввиду. Утверждение же, что в эндшпиле ладью полезно поставить сзади проходной пешки ( а блокировать её лучше королём, а не ладьёй), понятно и без специальных иллюстраций, так как относится к целому классу позиций.
Многие типичные идеи общеизвестны, широко применимы, имеют чёткие и доступные формулировки. В эндшпиле нужно централизовать короля, а во французской защите чёрные обязаны подрывать центр ходом с7–с5 и решать проблему «плохого» белопольного слона– это все мы знаем. Но в арсенале гроссмейстеров и мастеров есть множество гораздо более тонких оценок, которые и формализовать–то нелегкою Мы понимаем лишь, что «в таких позициях надо действовать так–то», а что это за «такая» позиция– порой ещё и не знаешь, как объяснить.

  1. Типичные ситуации– методы ведения борьбы  и принятия решений.

Здесь приходится иметь дело не с чисто шахматными, а с «шахматно - человеческими» закономерностями. С проблемой психологии принятия решений в ситуациях различного типа.
Атака и защита, реализация преимущества и игра в равной позиции, откладывание партий и домашний анализ, реакция на дебютную новинку противника и действия против просмотра, цейтнот, борьба за победу и игра на ничью, учёт особенностей стиля и характера противника при подготовке к партии и непосредственно за доской–таковы лишь некоторые ситуации, возникающие в любом соревновании, в любой партии.
Попыток как-то систематизировать такие ситуации и методы принятия решений практически не делалось, хотя все опытные шахматисты постепенно овладевают навыками подобного рода и нередко делятся в комментариях к партиям своим опытом. Такие примечания всегда интересно, а главное, полезно изучать.
Можно порекомендовать при работе над книгами и журналами выискивать такие моменты и выписывать их. При анализе своих партий обращать внимание на подобные моменты (а не только на конкретные ошибки), и также отмечать, а лучше записывать их.
Важно сразу пояснить, что наиболее существенно даже не знание сильных и слабых сторон противника, а понимание возможного хода мыслей абстрактного шахматиста, столкнувшегося с той или иной ситуацией; и, главное, чёткий анализ собственного мышления, своих достоинств и недостатков.
Решая любые конкретные задачи, анализируя партии, изучая шахматную литературу, важно не ограничиваться лишь получением точных фактов, а всегда стараться выяснить, какие закономерности стоят за этими фактами, и тем самым совершенствовать своё понимание шахмат, расширять, уточнять и углублять свой арсенал оценок.
Важнейшая задача тренера–помогать в такой работе.
Овладение первым уровнем–в основном самостоятельная работа каждого шахматиста. Некоторый объём конкретных знаний даётся на занятиях, но очень скоро, с ростом уровня игры, становится понятным, что никакой тренер не может настолько углубиться в дебютные тонкости (если только он не ставит всем одинаковые дебюты, чаще всего из своего репертуара), насколько это нужно для игры на уровне даже кмс. Не хватит никакого времени, чтобы на занятиях познакомить со всеми необходимыми конкретными эндшпильными позициями.
Основной упор на занятиях разумно делать на знаниях второго уровня, хотя и здесь в группе не нужно углублённое изучение многих тем. К примеру, общее представление о «карсбадской» структуре должны иметь все, но глубокое изучение нужно лишь тем, у кого подобные построения связаны с его дебютным репертуаром. Впрочем, здесь трудно разделить знания первого и второго уровня: к примеру, небезразлично, возникают ли позиции с изолированной пешкой в ферзевом гамбите или во французской защите. Поэтому на занятиях в группе нужно знакомить с общими принципами игры, а более узкие темы– это дело для индивидуальной и в меньшей степени –самостоятельной работы.
Основной целью учебно-тренировочной работы шахматиста (во всяком случае, молодого) должна быть не столько переработка конкретной информации, сколько совершенствование мастерства, развитие необходимых навыков, закалка характера. Это намного труднее, чем приобретение новых знаний.


Методика тренировки

Похожие статьи

Как работать над шахматами.

 Как продуктивно работать над своими и чужими партиями, извлекать из такой работы максимум.

 Изучение шахмат - обучение шахматам детей с чего начать

 

 
 
Хостинг от uCoz