Психология шахматной ошибки

 
как работать на шахматами

Эту статью в 1928 году написал известный советский мастер и выдающийся шахматный организатор Александр Федорович Ильин Женевский. Публикуемый материал – одна из первых попыток вскрыть психологические причины шахматных ошибок.
Изучение произведений шахматного искусства наталкивает нас на целый ряд весьма любопытных и поучительных проблем. Большинство из этих проблем не только не изучено нами, но даже и не поставлено для разрешения. Мы просматриваем отдельные партии, любуемся причудливым сплетением фигур на шахматной доске, восхищаемся глубиной комбинации, сожалеем о допущенной ошибке, но строго научного подхода к изучению шахматного творчества у нас нет. Мы можем детально проанализировать партию, мы можем указать ряд упущенных противником выигрывающих вариантов, а вот на основании тысячи игранных партий определить, из каких элементов складывается шахматная победа, – мы не можем. То есть не то, что не можем, а просто как-то не задумываемся над этим вопросом. Эти вопросы ещё ждут своих исследователей. Придёт время, и появятся шахматисты-исследователи, которые произведут строгую классификацию всех способов построения партии (это не будет простой подбор вариантов, который мы имеем и теперь), ведения атаки и защиты и, наконец, осуществления выигрышных идей. Здесь невольно напрашивается сравнение со спортом. Когда мне говорят: «Лурих положил Аберга двойным нельсоном» – мне все ясно. Хотя я и не был на состязании, но могу представить себе картину заключительного момента борьбы. А испробуйте спросить шахматиста, как он выиграл, и он начнет рассказывать длинно и непонятно. Или предпочтет просто взять доску и показать. У него даже и терминологии нет для такого рассказа. Терминология появится тогда, когда будет произведена предварительная работа по суммированию и классификации шахматных идей. Конечно, шахматы – не борьба. Небольшое сравнительно количество приемов борьбы трудно даже и сравнить с бесконечным разнообразием творческих возможностей шахматной мысли, но это еще не значит, что такая работа невозможна. Сумели же ботаники классифицировать бесконечное разнообразие растительного мира и произвести четкое деление его на различные роды и виды.
В этом отношении задачное и этюдное искусство, несмотря на свою сравнительную молодость, значительно опередило практическую игру. Здесь уже имеются элементы классификации. Здесь налицо гораздо более углублённое изучение предмета.
К числу совершенно не изученных и даже еще не поставленных проблем относится и тема, которая является заголовком настоящей статьи – психология шахматной ошибки.
Мы привыкли просто констатировать, что партия проиграна вследствие такой-то ошибки, и на этом успокаиваемся. А вот суммировать целый ряд ошибок и, изучив их, вывести определенные законы – до этого мы еще не дошли.
Должен сказать, что и моя статья является только первым скромным шагом в этом направлении. Трудно, вторгнувшись в неизведанную область, сразу претендовать на какое-то серьезное знание. Колумб тоже открыл не Америку, а лишь тот берег, на котором он высадился.

 

 

 

 

 

 
 
Хостинг от uCoz