Как работать над шахматами

 
как работать на шахматами

Изучение сыгранных партий, а также решение задач и этюдов должны быть рекомендованы как первые шаги в работе над развитием аналитического мастерства.
Второй этап, к которому надо стараться подойти как можно скорее, – это анализ чужого творчества, отдельных позиций и целых партий. При этом возникает вопрос, могут ли шахматисты младших разрядов (или даже начинающие) с пользой для себя изучать и критиковать партии мастеров?
Необходимым и основным условием роста шахматиста является практика. Наряду с этим, важнейшим оружием в борьбе за творческое совершенствование, за общий рост шахматной культуры является самостоятельная работа. Это положение действует не только в условиях, где трудно получить специальную помощь по овладению теорией и техникой. Шахматист, который ограничивает свою работу лишь беседами с руководителем, будет двигаться вперед черепашьими шагами.
Каждый любитель шахмат должен хорошо освоить шахматную нотацию. Многие начинающие жалуются на то, что запись партии мешает им думать, не дает полностью сосредоточиться и т. д. В большинстве случаев эти жалобы не отражают действительного положения вещей, а являются результатом самовнушения, но если и допустить, что в них содержится некоторая доля истины, то подобные небольшие «затруднения» можно и должно преодолеть. Сегодня, скажем, вы познали все шахматные правила и через неделю уже играете свою первую партию. 3апишите ее, чего бы это вам ни стоило.
Анализ (исследовательская работа) должен сопутствовать первым шагам шахматиста. Все сыгранные партии надо потом разбирать и записывать анализы в виде примечаний. Даже неискушенный любитель сам может обнаружить свои ошибки и найти ходы лучшие, чем сделанные им. Вначале анализ будет, конечно, отмечать лишь грубые ошибки, но это не важно. Постоянное возвращение к анализу собственных партий будет незаметным образом повышать его качество.
Шахматист, анализирующий с. учебными целями свои партии, должен стараться ответить на такие вопросы:
а) Где обоими противниками допущены явные ошибки?
б) Как можно было сыграть лучше?
в) Какие перспективы (ближайшие хотя бы) раскрывались в этом случае?
В некоторых письмах малоискушенные любители делились со мной в связи с этим своими опасениями. «Где уж нам, – писал один из них, – разобраться в хитроумных планах Ботвинника или Смыслова, когда мы и себя – то не всегда понимаем». Должен сказать, что для такой пессимистической оценки своих возможностей нет никаких оснований. Действительность показала, что даже начинающие могут разобраться в творческих замыслах любого мастера. Надо только не скользить в анализе поверхностным взглядом, а стремиться глубоко исследовать позицию, для чего, правда, придется основательно потрудиться.
Чтобы разобраться в любой партии как следует, надо ее рассмотреть несколько раз, пока не удастся обнаружить узловые моменты борьбы, которые и надо подвергнуть тщательному анализу. К исследованию партий мастеров, на творчестве которых вы хотите учиться, следует подходить глубоко и серьезно. Для анализа сначала надо подбирать подробно прокомментированные партии и исследовать не только процесс борьбы, но и примечания. 3атем можно попробовать аналитические силы на «немой» партии, над которой еще не работал опытный комментатор. Выбирая материал для исследовательской работы, следует вначале избегать длинных партий.
Кроме узловых моментов, при исследовании партии надо пытаться вскрыть планы противников. Отдельные ходы мастеров трудно понять, если не удастся обнаружить плана, для выполнения которого они сделаны. В плане ряд ходов имеет одну и ту же мотивировку – значит, бесполезно рассматривать их отдельно.Целеустремленную работу над повышением своей шахматной культуры надо вести систематически. Это зна­чит, что надо работать по плану, ко­торый приблизительно будет выглядеть так:
Практика (участие в соревнованиях, сеансах одновременной игры, а также отдельные тренировочные и легкие партии; решение задач, этюдов и комбинационных позиций).
Анализ (комментирование и разбор собственных партий, исследование партий мастеров, разбор отдельных позиций, решение задач и этюдов).
Теория (анализ теоретических окончаний, разбор дебютной борьбы в собственных и других партиях и критическое сравнение их с рекомендациями учебников и специальных монографий, анализ отдельных дебютных позиций с критическим пользованием монографиями).
История (ознакомление с историческими монографиями и статьями и исследовательская работа).
Творческие вопросы (исследование комбинации, вопросы стиля).
Самостоятельная работа должна отражаться в систематизированных записях учащегося. Разделы, на которые желательно разбить такой дневник (на каждый раздел может быть заведена особая тетрадь), будут такими:
Собственные турнирные и матчевые партии; легкие партии, партии по переписке и прочий неплановый материал; исследовательская работа по партиям мастеров; лекции, прослушанные в учебном коллективе; вопросы теории дебюта; теория и практика эндшпиля; история; творческие вопросы; доклады и рефераты; личные мысли и заметки. Остановимся подробнее на каждом разделе.
1. Собственные турнирные и матчевые партии. Сюда заносятся с собственными комментариями все партии, сыгранные в очных соревнованиях, таблицы результатов и краткая оценка своей игры.
2. Легкие партии, партии по переписке и прочий неплановый материал. Сюда записываются лишь некоторые легкие партии, представляющие особый интерес. Отдельной главой должны явиться партии по переписке с комментариями, составленными во время игры. В них включаются также предположения о характере предстоящей борьбы. В этот же раздел записываются партии, игранные по консультации и в сеансах одновременной игры, анализ партий из конкурса примечаний, обнаруженные ошибки в комментариях, в задачах и этюдах и т. д.
3. Исследовательская работа по партиям мастеров. В течение года следует разобрать 4 – 5 партий (это ни в какой мере не мешает разыгрывать другие партии, рассмотрение которых не преследует исследовательских целей).
4. Лекции, прослушанные в учебном коллективе. На самой лекции лишь кратко конспектируется основное ее содержание. Дома этот конспект расшифровывается и заносится в дневник.
5. Вопросы теории дебюта. В основном содержание раздела посвящается собственным аналитическим исследованиям и критике дебютных руководств. Сюда же заносятся дебютные идеи, имеющие значение для переоценки отдельных вариантов.
6. Теория и практика эндшпиля. И в этот раздел нет нужды включать книжный материал. Полезно записать и самостоятельно проработать лишь отдельные узловые позиции. Специальное внимание следует уделить пешечным окончаниям, и особенно анализу подобных окончаний, случившихся в практике.
7. История. Надо записывать в хронологическом порядке важные исторические даты в области шахмат, например даты проведения Всероссийских турниров, выступлений Чигорина на международных соревнованиях, международных турниров в нашей стране. В раздел заносятся заметки по вопросам истории шахмат.

8. Творческие вопросы. Все, что особенно заинтересует автора дневника, должно найти себе место на страницах этой главы. Тут разместятся и красивые, идейно насыщенные композиции, и содержательные партии, и отрывки из них, даже отдельные позиции. Свои творческие удачи, а иногда и ошибки, полезно включить сюда же.

 

 

 

 

 
 
Хостинг от uCoz