Работа с шахматистами высоких разрядов часть 2

 
как работать на шахматами

ИЗУЧЕНИЕ ДЕБЮТА

Изучение дебюта наиболее часто страдает серьезными ошибками:поверхностностью, механическим заучиванием вариантов, слепым доверием к книжным рекомендациям. Тренер ни в коем случае не должен навязывать обучающимся своих дебютных вкусов, но должен учитывать, что выбор дебюта у юных шахматистов часто является произвольным или навеянным модой. Рекомендации, однако, нужно давать очень осторожно, чтобы они не были восприняты, как руководящие указания. Изучение дебюта следует начать с миттельшпиля, с изучения пешечных конфигураций, типичных для различных дебютов (в особенности закрытых). С учащимися высших разрядов очень полезно проштудировать книги Липницкого (1 часть) и книгу Суэтина «Общие основы современного дебюта». Эти книги вводят юного шахматиста в ту исследовательскую лабораторию, не пройдя через которую нельзя стать шахматистом высокого класса. Элементарное знание всех шахматных дебютов, хотя бы в объеме книги Панова – Эстрина, совершенно обязательно. Тренеру часто приходятся бороться с узким практицизмом, когда творчество в сущности заменяется ремесленничеством.
Конечно, каждый обучающийся должен иметь записи дебютных вариантов или картотеку. Картотека может быть создана общими усилиями тренера и обучающихся, но она не заменяет дебютных записей обучающихся, так как приспособлена лишь для пользования на месте.
Следует однако следить за тем, что бы учащиеся не тратили слишком много времени на сбор информации в ущерб ее обработке, иначе могут появиться целые тома вариантов, в которых обучающиеся совершенно не в состоянии разобраться. Мне кажется, сбор информации по периодической шахматной литературе следует разделить на три части. Сначала учащийся, просматривая газету или журнал, в целях экономии времени лишь помечает в особой тетрадке, где данная партия находится. Затем следует первичная обработка. Учащийся подымает уже собранный материал и определяет, заключается ли в данной партии что-либо новое или, как мы говорим, представляет ли она теоретический интерес. В случае положительного ответа на этот вопрос партия переписывается в другую тетрадь. Затем при более глубоком рассмотрении определяется ценность новинки и вносится соответствующее исправление и дополнение, если нужно, в варианты, взятые на вооружение. При совместном анализе дебютных вариантов и нахождении нового продолжения тренеру следует иметь запись всех этих анализов для контроля, независимо от того, что их записывают учащиеся.
Тренеру следует подчеркнуть необходимость критической проверки рекомендаций дебютных руководств (особенно в острых позициях), одновременно борясь с нигилистическим отношением к дебютной теории.

ЭНДШПИЛЬ

Прежде чем начать серьезное изучение эндшпиля, необходимо возбудить интерес слушателей к этой стадии партии, чтобы занятия и домашние задания не превратились в докучную обязанность. Здесь мы подходим к другому вопросу. Помимо того, что тренер должен привить учащимся интерес ко всем сторонам и проявлениям шахматного творчества, учащиеся высоких разрядов должны повседневно для «гимнастики ума» решать этюды и задачи в порядке возрастающей трудности. Для более низших разрядов хороши концовки, но перворазрядникам и кандидатам в мастера вы не найдете концовок (в особенности в большом количестве), над которыми они должны были бы хорошенько поломать голову. Решение этюдов и задач необходимо для сохранения и развития остроты комбинационного зрения, остроты восприятия тактических осложнений, без которых все позиционные каноны оказываются мертвой схоластикой.
Так вот, этюды эндшпильного характера являются хорошим средством для возбуждения интереса к концу игры. Примеры по возможности нужно увязывать с турнирной практикой обучающихся.
Следует убедить учащихся (а, если нужно, то и родителей, поскольку от последних зависит финансирование), что необходимо выписывать всю периодическую шахматную литературу, выходящую в Союзе. Нигилистическое отношение чаще всего проявляется к журналу «Шахматы в CСCР», хотя одна партия с хорошими примечаниями часто бывает полезнее для юного шахматиста, чем десяток из «Шахматного бюллетеня». Разбор партии не должен быть исключительно устным. Отдельные наиболее интересные или поучительные партии после разбора на занятии даются обучающимся для комментирования. При этом следует подчеркнуть два мо­мента. Комментарии не должны быть лишь фиксированием того, что смотролось на занятиях. Следует показать учащимся, что к партии можно возвращаться много раз и в анализе каждый раз находить новое. Следует категорически запретить газетные штампы и словесные красоты. Такие обороты, как «белые перешли в решительное наступление», совершенно неуместны. Комментарии могут быть проверены тренером, как домашнее задание, а могут быть вынесены на общее обсуждение. Постепенно полезно давать обучающимся комментировать их партии и без предварительного разбора. А венцом этой работы может быть партия мастера или гроссмейстера, прокомментированная на достаточно высоком уровне. Перед тем, как в первый раз дать учащимся задание по комментированию, имеет смысл посвятить отдельное занятие этой теме. Показать разницу между сопроводительными комментариями в газете и примечаниями в журнале или книге. Остановиться на часто субъективных и некачественных примечаниях в «Шахматных информаторах».

АНАЛИЗ ОТЛОЖЕННЫХ ПАРТИЙ

Это качество в какойто степени вырабатывается при анализе дебютных систем, разборе и комментировании партий, и все же юным шахматистам следует прививать его специально, добиваясь самостоятельности. Плохую услугу оказывает тот тренер, который, пусть даже в ответственном соревновании, анализирует отложенную позицию за своего ученика. Следует подчеркнуть неисчерпаемость большинства отложенных позиций (в особенности за короткое время.) и необходимость «вжиться в позицию», уловить ее идеи, что возможно лишь при самом активном участии играющего партию.
Начать можно с совместного анализа позиции, отложенной кемнибудь из учащихся. Но при атом нужно создать атмосферу школьного урока, поддерживая строгую дисциплину. Высказывать свое мнение позволять только с разрешения тренера. Придерживаться правила: думать больше, чем говорить, говорить больше, чем двигать фигуры. Следует подчеркнуть, что анализ необходимо всегда начинать с оценки позиции, с определения возможных первых ходов. Тренеру не следует увлекаться отдельными вариантами, все время возвращая учащихся к исходной позиции и сохраняя атмосферу спокойной неспешности. Все анализы обязательно должны быть письменными. Только такой анализ может быть более или менее пол­ным и корректным Полезно брать для анализа отложенные партии ответственных соревнований, а потом проверять, насколько ход доигрывания совпал с нашим анализом.

ИГРА БЛИЦ

Мне кажется, нужно решительно запретить блиц, как развлечение. Блиц со словесными перлами и ломанием шахматных часов. Это болезнь юных (да и не только юных) шахматистов, мешающая их росту, развивающая несерьезность, поверхностность и неуважение к противнику. Но следует культивировать блицтурниры. Во-первых, тематические – для проверки вариантов, во-вторых, для проверки скорости решения тактических задач в условиях практической партии. Полезно немного ограничить действие флажки, перенося упор на содержание партии. Если при пятиминутном контроле игра совершенно некорректна, то следует начинать с десятиминутного или даже пятнадцатиминутного контроля.

 

 

 
 
Хостинг от uCoz